Уход за велосипедом
Как и любое транспортное средство, велосипед нуждается в регулярном сервисе и уходе, дабы продлить срок службы всех его компонентов и узлов. И если для полного профессионального обслуживания двухколесного друга его нужно нести в веломастерскую, то с элементарным уходом справится любой новичок. И сейчас мы расскажем, как это сделать и с чего начать.
Для начала ответим на несколько популярных вопросов, которые возникают у новичков:
Что такое плановое ТО и зачем его делать?
Плановый технический осмотр велосипеда обычно предоставляют мастерские розничной сети веломагазинов, в которых был куплен велосипед. Проводится, чаще всего, после 100-200 км пробега и включает в себя настройку различных узлов велосипеда: подстройка передач, балансировка колес, проверка тормозов и т.д. Первое плановое ТО, обычно, делается бесплатно, далее эта услуга будет предоставляться на платной основе.
Зачем нужно регулярное ТО?
Велосипед – это сложный механизм и по аналогии с автомобилем он так же требует постоянного внимания и ухода. Что бы продлить срок службы всех его элементов за ними нужно следить и вовремя обслуживать. Если вы не можете делать это самостоятельно, то лучше обратиться в специализированную мастерскую, где вам смогут предоставить полный спектр услуг по ремонту\уходу\обслуживанию.
Можно ли самостоятельно делать ТО?
Можно и нужно! Есть набор элементарных действий (о которых мы поговорим чуть ниже) по уходу за велосипедом, которые помогут продлить срок службы всех его частей и позволят намного реже обращаться в мастерскую.
Что такое сезонная «консервация» велосипеда и нужна ли она?
Абсолютное большинство велосипедистов с приходом зимы откладывают байк глубоко в кладовку, чтобы с приходом первых теплых весенних деньков снова насладиться ездой на двухколесном друге. Но не все знают, что перед долговременным хранением велосипеда, его нужно «законсервировать». Это значит, что весь байк должен быть идеально вычищен, цепь нужно смазать и, желательно, заменить густую смазку в местах посадки подшипников. Это то, с чем можно справиться в домашних условиях. Если подходить к этому вопросу более серьёзно, то здесь не обойтись от услуг вело мастерской. Ведь поменять масло в вилке и прокачать тормоза получится далеко не у всех новичков.
Как и где хранить велосипед зимой?
Настоятельно не рекомендуем хранить велосипед на открытых балконах, т.к. это может негативно сказаться на общем состоянии байка. Желательно, что бы велосипед зимовал в теплом помещении без прямого доступа ультрафиолета (особенно это касается карбоновых велосипедов), со стабильно низкой влажностью и без сильных перепадов температур. Сейчас очень много веломагазинов предоставляют услугу хранения и «консервации» велосипеда по очень гуманным ценам. Для людей, ограниченных в пространстве для хранения двухколесного – это идеальный вариант.
Условия эксплуатации, набор средств и инструментов для самостоятельного ухода за велосипедом
Если ваша велопрогулка, тренировка или просто выезд на работу проходили по сухим погодным условиям, то последующий уход за велосипедом сокращается до минимума действий. Ну, а если с погодой вам не повезло и вы попали под дождь, снег или заехали по втулки в болото, то приготовьтесь потратить немного времени для возвращения байка в боевое состояние.
Алгоритм действий при чистке велосипеда после «грязевого» заезда следующий:
1) Смыть всю грязь с рамы, колес и деталей велосипеда с помощью обычной воды или мыльного раствора и пары щеток.
Лучше всего это делать на улице с помощью ведра с водой, шланга или мойки низкого давления. Следует избегать использования моек высокого давления, т.к. под воздействием сильного напора воды вся грязь, скопившаяся на элементах велосипеда может попасть в закрытые системы (подшипники, втулки, сальники вилки) и повредить трущиеся элементы и покрытия.
Также следует избегать мойки велосипеда в ванне, так как после такой операции процесс отмывания следов жизнедеятельности велосипеда может затянуться на несколько часов… ну и родственники могут вас не понять...
2) Вытереть насухо все доступные места и узлы велосипеда, использую при этом тряпку без ворса и абразива.
3) Отдельно нужно уделить внимание цепи, кассете и передним звездам. Это те элементы, которые принимают участие в непосредственном приведении в движения всего велосипеда и, как следствие, подвержены максимальным нагрузкам и негативным влияниям окружающей среды.
3.1) Звезды следует протереть сухой тряпкой и убрать остатки грязи и смазки
3.2) Кассету нужно прочистить щеткой с жестким ворсом (подойдет старая зубная щетка), чтоб на зубьях кассеты не осталось абразивных частиц грязи. Можно воспользоваться специальным инструментом для чистки кассеты.
3.3) Цепь можно почистить специальной цепемойкой (продается в любом веломагазине), добавив очищающее средство Chain cleaner.

Если в хозяйстве нет цепемойки и дигризера, тогда нужно снять цепь с велосипеда, положить ее в пластиковую бутылку (1, 1.5 или 2л) и залить на треть теплой водой, добавив средство для мойки посуды или стиральный порошок. Дальше, на протяжении 5-10 минут следует трясти бутылку в разных проекциях для лучшей очистки. После этого разрезать бутылку, достать цепь, промыть под проточной водой и вытереть насухо.
4) Смазка цепи.
После того, как вы почистили цепь, пора её смазать для улучшения качества переключения и продления срока эксплуатации всей ходовой системы велосипеда. На рынке существует огромное количество разнообразных смазок для цепей и все они отличаются друг от друга своей основой (маслянистой или парафиновой) и могут содержать дополнительные добавки, такие как тефлон и др. Все они имеют как свои плюсы, так и минусы, пробуйте разные варианты и определяйте для себя более подходящий.
Помните главное: цепь после смазки не должна содержать излишки лубриканта, который во время езды будет притягивать на себя грязь и пыль и, как результат, появится абразив, который сможет «убить» ходовую гораздо быстрее.
Существует несколько способов смазки и их можно разделить на два вида: для ленивых и для тех, у кого много свободного времени.
1. Если вы не ограниченны во времени, то смазку цепи следует проводить следующим образом: по капельке смазки нужно нанести на места стыка двух пластиночек звена (как показано на фото ниже). То есть, если у вас цепь состоит из 116 звеньев – вам нужно сделать 232 точечных нанесения смазки.
2. Вариант более быстрый: берем тюбик смазки в удобную руку и второй рукой начинаем крутить шатуны в обратную сторону (на холостую). Подносим тюбик к движущейся цепи и начинаем выдавливать лубрикант равномерным слоем на центр цепи. Так проворачиваем полный круг цепи, после чего можно убирать тюбик со смазкой.
Этот способ не очень экономный, и после него вероятность налипания грязи на цепь увеличивается, но зато - быстро!
Лучше всего смазывать цепь не перед самым выездом, а вечером накануне. Так смазка сможет проникнуть внутрь звена и равномерно распределиться по всему пространству. Утром вам останется протереть цепь сухой не ворсистой тряпкой и убрать всю лишнюю смазку. Пусть вас не смущает такой, на первый взгляд, бессмысленный алгоритм действий, излишки нужно обязательно убирать, чтобы не налипала грязь. Всё, что было нужно – впиталось за ночь внутрь звеньев и осталось там, не переживайте!
Чистая цепь – залог качественного переключения и увеличенного срока службы всей ходовой велосипеда.
Цепь смазана, но перед тем, как выехать на улицу следует еще проверить несколько вещей:
1. Давление в покрышках. Оно должно соответствовать рекомендованным величинам (в BAR или PSI) указанным производителем на боковой части покрышки. Для этого понадобится напольный насос с манометром. Первое время от компании насоса вам не избавиться, но со временем вы сможете определять приблизительно давление простым сжатием покрышки пальцами.
![]() |
![]() |
2. Работа тормозов. Несколько раз позажимать ручку тормоза и попрокатывать велосипед вперед-назад – проверив работу колодок. Если ручка тормоза при нажатии доходит до грипсы, то можно подкрутить регулировочный болтик (под шестигранник), расположенный в районе основания ручки и поворотом шестигранника против часовой стрелки слегка отодвинуть ручку от руля. Если эта операция не помогла, то лучше обратиться в мастерскую для прокачки всей тормозной системы.

3. Люфты в рулевом стакане и втулках колёс. Исправить это очень легко: берёмся двумя руками за руль, зажимаем передний тормоз (предварительно нужно убедиться, что велосипед устойчиво стоит на земле двумя колесами) и начинаем двигать байк вперед-назад. Если в рулевой колонке будет люфт - вы услышите и почувствуете стук. Просто подкрутите болт, который находится в крышке рулевого стакана по часовой стрелке, убрав тем самым этот люфт.
Чтобы проверить люфт в колесе, нужно взяться за его верх и раскачать влево-вправо перпендикулярно от оси вращения. Если будет биение – затяните сильнее эксцентрик или подкрутите ось колеса.
Это основные действия, которые желательно производить перед каждым выездом на велосипеде.
Ну, и напоследок, не следует забывать о минимальном наборе инструментов, который следует брать с собой на каждый выезд, чтобы легко и быстро обслужить свой велосипед в полевых условиях:




Хороших вам покатушек! Любите свой велосипед, держите его в чистоте и он прослужит вам очень долго!

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать услугу
|
Услуги
Любая техника любит правильный уход за собой и велосипед тому не исключение. Эта вещь не самая дешевая и заботу заслуживает соответствующую.